Методические материалы

Методические материалы

Коррупция – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по:

а) предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего государственную должность, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью лица, замещающего государственную должность, и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Методические рекомендации по внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранению таких рисков

Раздел 1. Алгоритм мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранения таких рисков

  1. Разработка должностных инструкций муниципальных служащих.
  2. Утверждение перечня должностей муниципальной службы, подверженных рискам коррупционных проявлений.
  3. Определение должностного лица, уполномоченного проводить работу по мониторингу исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранению таких рисков.
  4. Сбор информации об исполнении должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений.
  5. Анализ информации об исполнении должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений.
  6. Разработка и реализация мер по устранению рисков коррупционных проявлений при исполнении муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

 

Раздел 2. Методика мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранения таких рисков

Мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений (далее – мониторинг), проводится в целях снижения рисков коррупционных проявлений в органе местного самоуправления.

Основными задачами мониторинга являются:

  • своевременная фиксация отклонений от установленных норм, определяемых должностными инструкциями муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, подверженные риску коррупционных проявлений;
  • выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных обязанностей муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, подверженные риску коррупционных проявлений;
  • подготовка предложений по решению проблем, возникающих при исполнении должностных обязанностей муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, подверженные риску коррупционных проявлений;
  • внесение изменений в должностные инструкции муниципальных служащих, замещающих должности, подверженные риску коррупционных проявлений.Должностные инструкции утверждаются представителем нанимателя (работодателем) либо уполномоченным им должностным лицом.Проведение мониторинга охватывает следующие направления:
  • Система мониторинга представляет собой сбор, оценку и анализ информации, касающейся исполнения должностной инструкции муниципальными служащими, замещающими должности, подверженные риску коррупционных проявлений.
  • Должностная инструкция муниципального служащего – документ, определяющий квалификационные требования к лицу, замещающему должность муниципальной службы, должностные обязанности, основные права и ответственность муниципального служащего при осуществлении им служебной деятельности по замещаемой муниципальной должности.
  • соответствие квалификационным требованиям, уровню и характеру знаний и навыков, подробная регламентация должностных обязанностей муниципального служащего, замещающего должность, подверженную риску коррупционных проявлений;
  • решение  вопросов, по которым муниципальный служащий обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • решение  вопросов, по которым муниципальный служащий обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с муниципальными служащими органа местного самоуправления, должностными лицами органов государственной власти, гражданами и организациями;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;
  • исполнение утвержденного порядка действий муниципального служащего при склонении его к коррупционным правонарушениям.Перечень должностей муниципальной службы, подверженных риску коррупционных проявлений, утверждается правовым актом соответствующего органа местного самоуправления.Общие принципы отнесения должностей муниципальной службы к должностям, подверженным риску коррупционных проявлений содержится в разделе 3 настоящих методических рекомендаций.
  • Система мониторинга включает в себя мероприятия, проводимые в несколько этапов:
  • Для определения перечня должностей муниципальной службы, подверженных риску коррупционных проявлений, можно использовать аналогичный перечень, устанавливающий должности муниципальной службы, замещение которых связано с представлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
  • Объектом мониторинга являются муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, подверженные риску коррупционных проявлений.
  • разработка и утверждение должностной инструкции, имеющей положения, исключающие возможность возникновения коррупционных правонарушений и определяющая порядок действий в случае склонения муниципального служащего к коррупционным правонарушениям;
  • сбор информации о деятельности муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, подверженную риску коррупционных проявлений, по исполнению им должностных обязанностей;
  • анализ поступающей информации от различных источников (выявление отклонений);
  • принятие мер, направленных на повышение качества исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, в том числе, путем внесения изменений в должностную  инструкцию муниципального служащего.
  • К примерному перечню таких обстоятельств относятся:
  • Для проведения мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранению таких рисков проводится анализ служебной деятельности указанных муниципальных служащих, а также обращений граждан в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о коррупционных проявлениях со стороны муниципальных служащих.
  • составление запросов и требование документов, не основанных на нормах действующего законодательства;
  • отступление от установленных сроков решения вопросов (необоснованное сокращение или затягивание сроков действий по исполняемым документам);
  • принятие решений и совершение действий вопреки нормативно установленному порядку;
  • неправомерный отказ от использования легально установленного набора документов;
  • искажение содержания итоговых документов;
  • принятие решений без проведения надлежащих согласований;
  • субъективные решения при одинаковых условиях в пользу конкретных физических и юридических лиц;
  • нарушение установленных сроков рассмотрения жалоб.Анкета предназначена для граждан, обращавшихся в органы местного самоуправления, муниципальных служащих, а также иных заинтересованных лиц.Анкета заполняется непосредственно в органе местного самоуправления либо заполняется в электронном виде и пересылается на установленный адрес электронной почты.Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранению таких рисков, наделяется соответствующими полномочиями путем издания правового акта либо путем включения в его должностную инструкцию соответствующих обязанностей (далее – должностное лицо, осуществляющее мониторинг).При проведении мониторинга должностное лицо, осуществляющее мониторинг, осуществляет следующие функции:
  • Уполномоченное должностное лицо, осуществляющее мониторинг, проводит его постоянно.
  • Анкетирование должно обеспечивать полную анонимность респондентов и конфиденциальность полученных сведений.
  • Целью исследования является изучение коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в органе местного самоуправления.
  • Одним из способов получение информации об исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей является анкетирование.
  • формирует набор показателей, характеризующих исключение коррупционного поведения муниципальных служащих, занимающих должности, подверженные риску коррупционных проявлений;
  • взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию коррупции в органе местного самоуправления по изучению результатов мониторинга и разработке мер по снижению рисков коррупционных проявлений;
  • вносит изменения в должностную  инструкцию муниципального служащего, замещающего должность, подверженную риску коррупционных проявлений, вносит предложения по разработке (корректировке) административных регламентов оказания муниципальных услуг.В случае, когда внесение изменений в должностную инструкцию муниципального служащего, замещающего должность, подверженную риску коррупционных проявлений, может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора, должны быть соблюдены требования трудового законодательства (уведомление муниципального служащего и получения его согласия на изменение трудового договора).Еще одним из способов сокращения рисков коррупционных проявлений является разработка (при отсутствии) либо проведение корректировки административных регламентов оказания соответствующих муниципальных услуг (в случае, если риски выявлены в результате анализа действий муниципальных служащих при оказании муниципальных услуг).
  • Раздел 3. Перечень должностей муниципальной службы, подверженных риску коррупционных проявлений1) осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (руководители всех уровней);3) осуществление контрольных и надзорных мероприятий;5) управление муниципальным имуществом;7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.
  • 6) осуществление закупок для муниципальных нужд либо выдачу лицензий и разрешений;
  • 4) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса;
  • 2) предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
  • К должностям муниципальной службы, подверженных риску коррупционных проявлений, следует относить должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
  • При внесении в должностную инструкцию изменений, не влекущих за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора,  допускается утверждение должностной инструкции в новой редакции с письменным ознакомлением с ней муниципального служащего.
  • В случае выявления факторов, способствующих появлению коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих, замещающих должности, подверженные риску коррупционных проявлений, должностное лицо, осуществляющее мониторинг, готовит и вносит руководителю органа местного самоуправления предложения о внесении изменений в должностные инструкции муниципальных служащих.
  • ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Ростовской области
  • Методические материалы, подготовленные комиссией по соблюдению требованию к служебному поведению и предупреждению конфликта интересов