Физическая реабилитация

Программа

по адаптивной физической культуре 

 в ГБУСОН РО «Ростовский ПНИ №1»

 

Пояснительная записка

    Физическая культура в ГБУСОН РО «Ростовский ПНИ № 1» является составной частью в системы реабилитационной  работы с Получателями социальных услуг. Программа физкультурно-оздоровительной работы формирует у занимающихся ФК целостное представление о физической культуре. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно. Цель физкультурно-оздоровительной программы – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Обучающий процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей занимающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, формирование и коррекцию психомоторных умений и навыков, создание общего представления и формирование умений по гимнастике, легкой атлетике, подвижным играм, пионерболу, футболу, настольному теннису, дыхательной гимнастике, атлетической гимнастике, играм бочче, дартс, шашки, шахматы.

 

Цели программы:

  1. Социальная реабилитация, адаптации и интеграция в общество ПСУ в Ростовском психоневрологическом интернате №1 средствами физической культуры и спорта.
  2. Улучшение физического состояния с учетом возрастных, анатомических и физиологических особенностей.

  Ориентируясь на решение задач обучения, коррекции и оздоровления людей с ограниченными возможностями в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на реализацию следующих принципов:

  • Реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материла в соответствии с половозрастными особенностями, психическим, двигательным и физическим данным занимающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные площадки), региональными климатическими условиями и видом учреждения;
  • Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному, от простого к сложному.
  • Реализацию принципа индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
  • Коррекцию и компенсацию нарушений физического развития, усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования занимающимися освоенных знаний, способов и физических упражнений.

Комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого — физиологических теорий программного материала состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. Ввиду  имеющихся отклонений в физическом и психическом состоянии здоровья занимающегося, к нему необходим индивидуальный подход, который и обусловливает задачи программы.

Задачи:

 Обучающие:

  • ознакомить занимающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях;
  • формировать правильную осанку;
  • обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни;
  • ознакомить занимающихся с правилами техники безопасности по выбранному виду спорта;
  • обучить правилам соревнований в выбранном виде спорта;
  • обучить технике выбранного вида спорта

 Развивающие:

  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

 Воспитательные:

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;
  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств;
  • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

 Оздоровительные:

  • улучшать функциональное состояние организма;
  • повышать физическую и умственную работоспособность;
  • способствовать снижению заболеваемости.

Участники программы: программа  по  физической культуре  рассчитана на занимающихся от 18 лет и старше.

Продолжительность занятия:  от30 мин. до 2часов.

Дни занятий выбираются в зависимости от занятости занимающихся другой  деятельностью в режиме дня.

 Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы по физической культуре занимающиеся должны

 Знать и иметь представление:

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
  • о способах и особенностях движений, передвижений;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
  • о причинах травматизма и правилах их предупреждения;
  • технику и правила соревнований в выбранном виде спорта.

 Уметь:

  • правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
  • взаимодействовать с  другими обучающимися в процессе занятий
  • правильно выполнять элементы техники в выбранном виде спорта.

 Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:

  • текущий  и итоговый контроль знаний в процессе занятий;
  • текущий и итоговый  контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья, осмотр врачом ортопедом (плантограмма)

 Формы занятий:

  • теоретическая подготовка, технической подготовки и физической подготовки:

Теоретическая подготовка предполагает формирование знаний по оздоровительной физкультуре, правилам соревнований по видам спорта, правилам техники безопасности при занятиях физической культурой.

Техническая подготовка ориентирована на освоение занимающимися элементов видов спорта, утренней гимнастики.

Физическая подготовка связана с развитием двигательных качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений.

 Теоретическая и практическая подготовка осуществляются в комплексе, в процессе занятий.

  • групповые и индивидуальные формы занятий
  • комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций и практическую части.

 Комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого — физиологических теорий программного материала состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. Изучение программного материала для группы ОФП и группы ОФП с элементами видов спорта проходит с изучением следующих разделов и элементов:

  1. Раздел «Утренняя гимнастика» — единый комплекс упражнений, предназначенный для развития физической активности .
  2. Раздел «Дыхательная гимнастика» — предназначена для профилактики и лечения заболеваний,  связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин, сахарного диабета и т.д.
  3. Коррегирующие упражнения с учетом возрастных, анатомических и физиологических особенностей занимающихся.
  4. Раздел «Гимнастика» включает в себя основы знаний, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, элементы акробатических упражнений, лазания, висы и упоры, упражнения в равновесии, опорные прыжки.
  5. Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метания.
  6. Раздел «Подвижные игры» включает в себя игры на развитие внимания, коррекционные игры, игры с элементами общеразвивающих упражнений, Игры с бегом и прыжками, игры с бросанием, приемом и метанием мяча.
  7. Раздел «Пионербол» правила игры, основные приемы используемые в игре, учебная игра.
  8. Раздел «Футбол» правила игры, основные приемы используемые в игре, учебная игра.
  9. Раздел «Настольный теннис» правила игры, основные приемы используемые в игре, учебная игра.
  10. Раздел «Дартс» правила игры, основные приемы используемые в игре, учебная игра.
  11. Раздел «Бочче» правила игры, основные приемы используемые в игре, учебная игра.

Условия реализации программы. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы требует наличия спортивного зала, открытых спортивных площадок.

Оборудование спортивного зала: лестница гимнастическая вертикальная, турник, брусья разновеликие, скамейка гимнастическая, тренажеры силовые, гантели, гири, штанга, мячи набивные, подкидной мостик, палки гимнастические, обручи, стол для настольного тенниса, мишени и комплекты дротиков для игры в дартс, комплекты для  настольного тенниса, канат,  мячи баскетбольные, мячи футбольные, мячи волейбольные, комплекты шахмат, комплекты шашек, секундомер, рулетка, ядро легкоатлетическое, флажок стартовый, эстафетные палочки, велотренажер, беговая дорожка, скамья для пресса,  тренажер «протеус», обручи, скакалки, гимнастические палки, коврик для массажа, валик для массажа, ролокс для тела, колючий мяч (5, 10см), эспандер, турник навесной.

Основные направления физкультурно-оздоровительной деятельности в ГБУСОН РО

«Ростовский ПНИ № 1»

Наименование раздела работы Сроки исполнения Ответственный
1. Анализ и методическая проработка «профильных» направлений социальной адаптации средствами физической культуры и спорта. В течении года

Администрация

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

2. Составление календарного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий с  ПСУ Февраль

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

3. Разработка дополнительных программ двигательной активности средствами физической культуры и спорта с учетом имеющихся  индивидуальных отклонений в физическом и психическом состоянии здоровья занимающегося. В течении года

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

4. Отбор проживающих в РПНИ №1 по допуску к занятиям  физическими упражнениями из  первично определенной группы. Февраль -март

Инструктор ФК

Зам. директора по медицинской части

И.Я. Агеева

5. Определение формы организации  кабинета физической культуры, его штата, предоставляемых помещений, технического оснащения. Февраль- март

Администрация.

Инструктор ФК

 

6. Разработка правил по технике безопасности при проведении занятий в спортзале и на открытых спортивных площадках. Август

Инструктор ФК

Матвеев Д.С. Инженер по ОТ

 

7. Проведение инструктажа по технике безопасности при проведении занятий в спортзале и на открытых спортивных площадках с проживающими в РПНИ №1 и занимающимися в группах ОФП. В течение года

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

8. Создание системы связей с аналогичными учреждениями, формирование совместных научных программ  в области социальной адаптации инвалидов с умственной отсталостью. В течение года

Администрация Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

8. Осуществление мероприятий по теме «Специальная Олимпиада России» определение «профильных» соревновательных видов, подготовка по которым наиболее перспективна. В течение года

Администрация Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

9. Проведение занятий в группах ОФП с элементами видов спорта. В течение года

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

10. Формирование состава сборных команд  и отбор лучших спортсменов из числа проживающих в РПНИ №1 для участия в областных, межрегиональных спортивных мероприятиях. В течение года

Администрация Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

11. Подготовка к соревнованиям и обеспечение участия лучших спортсменов из числа  проживающих в РПНИ №1 во Всероссийских соревнованиях  «Специальная Олимпиада России». В течение года

Администрация Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

12. Обеспечение временем для спортивных и оздоровительных занятий и предоставление спортивного инвентаря проживающим в РПНИ №1. В течение года

Администрация  Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

13. Проведение занятий оздоровительной физкультуры с группами физической реабилитации, в которые входят самые тяжелые больные с нарушениями опорно — двигательного аппарата, сосудов нижних конечностей, хирургическими заболеваниями, заболеваниями ССС и органов дыхания. В течение года

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

14. Разработка программы тестирования физических возможностей инвалидов с умственной отсталостью. Декабрь

Инструктор ФК

 

15. Проведение мониторинга развития физических качеств занимающихся. Декабрь

Инструктор ФК

Матвеев Д.С.

 

Календарный план

внутренних соревнований первенства РПНИ №1 на 2016 г.

Наименование физкультурного мероприятия

Сроки

проведения

Место проведения
1. Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества февраль спортзал
2. Первенство интерната по шахматам март Фойе старого здания интерната
3. Первенство интерната по   шашкам март Фойе старого здания интерната
4. Первенство интерната по нардам апрель Фойе старого здания интерната
5. Первенство интерната по бочче май спортплощадка
6. Первенство интерната по атлетической гимнастике август спортзал
7. Первенство интерната по поднятию тяжестей сентябрь спортзал
 8. Спартакиада октябрь спортзал

 

Расписание

занятий групп физической реабилитации

 

 

Понедельник                                                                 с 10-00 до 11-30

Вторник                                                                          с 10-00 до 11-30

Среда                                                                              с 10-00 до 11-30

Четверг                                                                          с 10-00 до 11-30

Пятница                                                                         с 10-00 до 11-30

 

 

Расписание

занятий групп общей физической подготовки

Понедельник                                                                  с 14-00 до 15-30

Вторник                                                                         с 14-00 до 15-30

Среда                                                                            с  14-00 до 15-30

Четверг                                                                         с  14-00 до 15-30

Пятница                                                                        с  14-00 до 15-30

 

 План работы спортивного зала на 2016 год

Направления работы:

  • Работа кабинета при проведении тренировочных занятий и самостоятельной работы ПСУ.
  • Проведение физкультурно — оздоровительных мероприятий.
  • Подготовка к участию в соревнованиях разного уровня.
Содержание работы Срок Ответственный
1.

Создание санитарно- гигиенических условий для обучения:

— по чистоте;

— по температуре;

— по влажности.

В течение года

Матвеев Д.С.

Администрация

2. Методическое оформление кабинета: оформление стендов. В течение года Матвеев Д.С.
3.

Материально- техническое обслуживание физкультурно-оздоровительного процесса:

-подготовка заявок на  приобретение спортивного инвентаря

В течение года

Матвеев Д.С.

Администрация .

4.

Методическое обеспечение образовательного процесса:

— подготовка рабочей   программы по ОФП

— подготовка  планов  спортивных  мероприятий

— подготовка тестовых заданий для определения и оценки уровня физической подготовленности занимающихся

март Матвеев Д.С.
5.

— организация работы групп общей физической подготовки  и групп физической реабилитации.

— подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий

В течение года Матвеев Д.С.
6.

Участие в соревнованиях:

— соревнования среди ПСУ интерната;

— соревнования, посвященные знаменательным датам;

-областные, межрегиональные, Всероссийские и международные мероприятий Ростовского регионального отделения  СО России

В течение года Матвеев Д.С.