«ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИФСПН

Кафедра социальных технологий

_______________________________________________________________________________

(Наименование подразделения)

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

«ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

Направление подготовки

39.03.02. «Социальная работа»

Уровень образования

бакалавриат

Форма обучения

дневная

 

 

 

 

Программа разработана

Т.С.Киенко, доцент каф. соц.тех., к.соц.н.

О.С.Залевская, преп. каф.соц.тех.

Е.В.Посиделова, методист РПНИ № 1

 

 

Рекомендована к утверждению на заседании кафедры СТ

(название кафедры)

протокол заседания от _______________№_____________

 

Зав. кафедрой  _________________         ____________________

                           (подпись)                                         (Ф.И.О.)

 

 

 

Ростов-на-Дону

2015
1. Формулировка проблемной ситуации

Представленный проект разработан как углубление погружения студентов в практику работы учреждений социального обслуживания, а также углубление ряда курсов для студентов направлений подготовки «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью». Проект направлен на развитие у студентов навыков применения альтернативных технологий социально-культурной реабилитации в работе с социально уязвимыми лицами и группами в условиях учреждений социального обслуживания населения (Домов для престарелых и инвалидов, интернатов, в т.ч. психоневрологических интернатов, центров социального обслуживания и пр.), а также на развитие из знаний и представлений об особенностях жизнедеятельности и проблемах инвалидов и пожилых людей, на совершенствование профессиональной культуры будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Проект «Технологии социально-культурной реабилитации в деятельности учреждений социального обслуживания» позволяет активизировать и развивать социальные, личностные и профессиональные ресурсы студентов. В процессе творческого изучения отдельных социальных, психологических, физиологических и пр. аспектов статуса клиента учреждения системы социального обслуживания (инвалида, пожилого человека) студенты научатся разрабатывать и реализовывать авторские исследовательские и творческие инициативы, апробировать и внедрить отдельные технологии социально-культурной реабилитации, методы оценки их эффективности. Углубленное практическое изучение процессов и факторов социального и психологического самочувствия инвалидов и пожилых людей, непосредственное неформальное общение в ходе проведения мероприятий проекта, а также проведение исследований, организация концертов, спектаклей, кинопроектов, фотопроектов позволит студентам апробировать теоретические знания, развить профессиональные навыки, социально-личностные и профессиональные компетенции.

 

 

  1. Цель проекта

 

Цель проекта – развитие компетенций студентов по применению технологий социально-культурной реабилитации в деятельности учреждений социального обслуживания

Задачи проекта:

  • освоение коммуникативных и диагностико-исследовательских методов (социально-психологических, социологических, диалогических) социальной работы с клиентами учреждений системы социального обслуживания;
  • развитие у студентов навыков индивидуальной и групповой социальной работы с инвалидами и пожилыми людьми;
  • теоретическое освоение и прикладная апробация отдельных технологий социально-культурной реабилитации, оценка их эффективности при разрешении социальных проблем клиентов учреждений системы социального обслуживания (в т.ч. социально-психологических, социально-педагогических, арт-терапевтических, социально-фотографических, организационно-административных);
  • развитие профессиональных навыков, коммуникативных, технологических и социально-личностных компетенций выпускников;
  • стимулирование социальной активности клиентов учреждений социального обслуживания (граждан пожилого возраста и инвалидов), оптимизация реабилитационного процесса в условиях учреждений системы социального обслуживания – социальных партнеров.

  1. Проектный(-ые) продукт(-ы), который(-ые) могут быть подготовлены в результате выполнения проекта

 

Ожидаемыми продуктами проекта являются:

  • разработка и реализация концерта и спектакля-мюзикла на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону под руководством студентов направлений подготовки 03.02. «Социальная работа» и 39.03.03. «Организация работы с молодежью» ИФСПН ЮФУ, оформление по итогам фотоотчета и проекта публикации
  • организация индивидуально-группового исследования «Я и мир: социальный климат старения и инвалидности в условиях и за порогом интерната» на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога методами глубинного интервью, подготовка аналитического отчета, проекта публикации
  • организация Фотопроекта «Прекрасные образы творчества» на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога, систематизация фотоматериалов в виде фотоотчета и проекта публикации
  • разработка тематической экскурсии, посвященной истории города (области, региона, страны, университета) для клиентов учреждений социального обслуживания (РПНИ № 1 и ДИПИ № 2), оформление по итогам фотоотчета и проекта публикации;
  • организация тематической виртуальной экскурсии для клиентов учреждений социального обслуживания (РПНИ № 1 и ДИПИ № 2), оформление по итогам фотоотчета и проекта публикации;
  • оформление презентации, публикаций по итогам проекта.

  1. Участники проекта

 

Субъектами проекта выступают студенты первого курса направлений подготовки 39.03.02. «Социальная работа» и 39.03.03. «Организация работы с молодежью» ИФСПН ЮФУ (10 человек), волонтеры из числа студентов старших курсов направления подготовки 040400 «Социальная работа» ИФСПН ЮФУ (до 5 человек).

Социальными партнерами выступают учреждения системы социального обслуживания: РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога.

Участниками проекта выступают непосредственно клиенты РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону (предположительно – группа до 30 человек) и ДИПИ № 2 г.Таганрога (предположительно – группа до 30 человек).

Кураторами (тьюторами) проекта выступают сотрудники кафедры социальных технологий ИФСПН ЮФУ (Т.С.Киенко, О.С.Залевская), методист РПНИ № 1 Е.В.Посиделова, сотрудники РПНИ № 1 и ДИПИ № 2: методисты, психологи, культорганизаторы.

 

 

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения проекта

 

Проект направлен на формирование у студентов направления подготовки 39.03.02. «Социальная работа» элементов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ПК-2 — способность к инновационной деятельности в социальной сфере

ПК-3 — способностью решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента

ПК-6 — способностью исследовать особенности культуры социальной жизни, социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения их социального благополучия

ПК-7 — способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения научных исследований, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач

ПК-9 — способность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений

ОК-1 — владеть культурой мышления, в частности спецификой научного социального и социологического самостоятельного мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

 

Проект направлен на формирование у студентов направления подготовки 39.03.03. «Организация работы с молодежью» элементов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-6 – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ПК-1 – способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике

ПК-2 – владением навыками эмпирических исследований по молодежной тематике

ПК-3 – владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчетов по результатам исследований по молодежной проблематике

 

 

  1. Структура и содержание проекта

Общая трудоемкость проекта составляет 2 зачетных единицы. Проект реализуется в течение 1 и 2 семестра, в период между Осенней и Весенней Неделями Академической Мобильности студентов (ноябрь 2015 – март 2016 гг.)

Структура (этапы проекта), виды и формы отчетности представлены в ориентировочной карте действий студентов по реализации проекта

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ

В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки Содержание работы Действия студентов Результат этапа
ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ

 

сентябрь-октябрь 2015

Осмысление, мотивация.

Выявление проблемы и целеполагание. Выбор темы. Уточнение целей, направлений, образа конечного результата.

Определение способа представления результата.

Разработка плана реализации направлений проекта Уточнение команды. Распределение ролей, полномочий, ответственности, определение исполнителей.

Выявляют проблему, определяют замысел, цель и концепцию проекта, образ конечного продукта

Уточняют план проекта. Распределяют обязанности.

Концепция проекта,  образ проектного продукта. Ориентировочный план проекта

График выполнения направлений проекта с указанием

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

 

ноябрь 2015

Изучение технологий социально-культурной реабилитации

Разработка моделей проектных продуктов

Изучают теорию и практику внедрения технологии социально-культурной реабилитации, представляют результаты в виде рефератов, круглого стола, семинара

Разрабатывают:

·         сценарий концерта, спектакля-мюзикла,

·         программу исследования;

·         план Фотопроекта;

·         тематику и план экскурсий

·         определяют команду проекта и ответственных

Организация круглого стола, семинара защита рефератов

 

Модели:

Сценарий концерта, спектакля-мюзикла

Программа исследования «Я и мир: социальный климат старения и инвалидности в условиях и за порогом интерната»

Фотопроект «Прекрасные образы творчества»

Программа экскурсий

Распределение полномочий, назначение

ответственных.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ

 

ноябрь 2015 – март 2016

Организационные вопросы и реализация проекта

 

Апробация отдельных технологий СКР

Реализация исследования Репетиции концерта, спектакля-мюзикла

Сбор материалов для Фотопроекта

Организация тематических реальных и виртуальных экскурсий

Подготовка фотоотчетов, презентаций, проектов публикаций

Пакет фотоматериалов

Исследовательские инструменты, массивы исследовательских данных, таблицы, графики

Проведение концерта, спектакля, фотоотчет

Организация тематической и виртуальной экскурсии, пакет методических материалов

Сбор материалов к фотоотчету, видеоотчету, презентациям, проектам публикаций

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
март 2016

Анализ результатов,  достижения цели, оценка проектных продуктов.

Оформление итогов исследования, Фотопроекта.

Подготовка презентации.

Подготовка отчета по итогам концерта, спектакля-мюзикла

Подготовка отчета по материалам исследования

Оформление материалов Фотопроекта

Оформление итогов экскурсий

Защита проекта, коллективный анализ результатов проекта и самооценка.

Рефераты по технологиям СКР

Отчеты по итогам исследования, мюзикла, экскурсий, Фотопроекта

Проекты публикации

Фотоотчет, видеоотчет

Подготовка презентации

РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ЭТАП
апрель 2016

Публичная коллективная защита проекта.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Осуществляют подготовку презентации, теоретических итогов проекта (реферат, публикация), публичную защиту проекта, организуют экспертную оценку

Демонстрация презентации

Публикация статей, защита рефератов

Публичная защита проекта

  1. Методические рекомендации по выполнению проекта

 

7.1. Методические рекомендации по разработке проекта

 

Выполнение проекта – это творческая, практическая работа, нацеленная на получение определенного продукта или научно-технического результата. Такая работа подразумевает четкое, однозначное формирование поставленной задачи, определение сроков выполнения намеченного, определение требований к разрабатываемому объекту. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы участниками проектов применяются ранее полученные знания и добываются новые.

Проектная деятельность развивает у обучающихся:

  • исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, формулировать четкие задачи, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, обобщать, делать выводы);
  • умения работать в команде (осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);
  • коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия умение конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение).

Результатом проектной деятельности является не только созданный реальный продукт, но формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор, осмыслять последствия данного выбора и результаты собственной деятельности.

Типы проектов:

Исследовательские проекты – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую со структурой научного исследования. Требуют хорошо продуманных целей, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, продуманных методов исследования, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательские проекты позволяют углубить знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала, а также обучить студентов подбору, изучению и обобщению данных, умению формулировать собственные теоретические представления. Результаты исследования могут быть оформлены в виде статьи, отчета, курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.п.

Прикладные (практико-ориентированные) проекты – направлены на практическое применение полученных и освоение новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. При этом предложенные разработки должны основываться на доказательной базе, полученной путем эмпирических исследований, расчетов, экспериментов и т.п. Результат проектной деятельности оформляется в виде конкретного продукта, содержащего практические, аналитические, методические и другие разработки студента.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Продуктами деятельности при выполнении такого проекта могут быть альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения искусства и т.п.

Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Продуктами таких проектов могут быть аналитические отчеты и записки, информация в сети Интернет, статья в СМИ и т.п.

Этапы проекта:

В целом для обучения технологии проектирования, независимо от изучаемой дисциплины или целей проекта, необходимы и значимы пять этапов: мотивации и целеполагания, планирования, выполнения проекта, защиты проекта, проверки и оценки результатов.

Этап мотивации и целеполагания связан с процедурами диагностирования и осознания проблемы, целеполагания и выбора концепции ее решения. На этом этапе преподаватель организует беседу о существующей или часто возникающей проблемной ситуации. Особенность этой беседы в том, что преподаватель лишь сообщает студентам о существовании проблемы, обращает на нее их внимание и побуждает каждого задуматься о ее значимости и способах разрешения. С этой целью в ходе беседы раскрывается практическая значимость проекта. Предлагаются различные варианты оформления результатов проекта, и происходит выбор проектного продукта.

Этап планирования включает подробное описание требуемого продукта, удовлетворяющего поставленным целям, и поиск средств реализации проекта. На этапе планирования преподаватель помогает обучающимся объединиться в проектные группы, организует их действия по планированию проекта, контролирует эту работу, отслеживая, чтобы были сформулированы конкретные задачи, отражающие суть проекта, и указаны сроки их выполнения, назначает ответственных или предлагает студентам самим распределить ответственность и обязанности в группе. Этап планирования проектной деятельности обычно осуществляется на аудиторном занятии. Поэтому, помогая студентам организовать совместную работу, преподаватель использует приемы активного обсуждения, активизации критического мышления и методы конструктивного общения в группе. Это могут быть методы «мозгового штурма», «круглого стола», морфологического анализа и пр. Так, в ходе «мозгового штурма» происходит выдвижение одной группой участников разнообразных, и даже фантастических, неправдоподобных идей и их анализ другой группой. Обсуждение, организованное в виде «круглого стола», подразумевает, что все участники могут высказывать вслух все, что приходит в голову. Метод морфологического анализа заключается в составлении списка всех возможных вариантов решения проблемы и их последовательном анализе.

Этап выполнения проекта подразумевает реализацию разработанной на предыдущем этапе технологии, непосредственное выполнение поставленных задач, конструирование или изготовление продукта проектирования. В ходе этого этапа проектной деятельности преподаватель консультирует участников групп по выполнению их индивидуальных поручений. В ходе консультаций преподаватель контролирует работу проектных групп по выполнению задач проекта в запланированные сроки, стимулирует поисковую деятельность студентов, корректирует их действия, призывая к самооценке, помогает анализировать и систематизировать полученные данные, формулировать выводы и выдвигать новые гипотезы по разрешению проблемы. В помощь студентам преподаватель разрабатывает и рекомендует схемы и алгоритмы  организации эффективной самостоятельной творческой работы.

Этап защиты проекта предполагает подготовку проекта к защите и демонстрацию полученного продукта перед аудиторией. На этапе защиты проекта студенты оформляют продукт проектной деятельности и презентации. Преподаватель контролирует ход презентации, организует и поддерживает дискуссию по обсуждению проекта.

Этап проверки и оценки результатов включает анализ проектной работы, как своей собственной, так и своих соратников, установление степени достижения цели и оценивание результатов деятельности.

Для реализации образовательно-исследовательского проекта предлагается следовать логике и выполнять следующие этапы:

  1. ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ
  2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  3. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ
  4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
  5. РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ЭТАП

Формы проектной деятельности:

Формами проектной деятельности могут выступать методы сбора и анализа информации, исследование (научная работа, работа над курсовой работой), творчество, практическая деятельность (в т.ч. прохождение производственной практики, волонтерской работы, практической работы в форме социально-культурной деятельности на базе РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога). Проектная работа предполагает научное сопровождение через изучение теории вопроса, прикладное исследование и его анализ; разработку проектных продуктов и внедрение итогов (проектного продукта) или его элементов; организацию деятельности с различными категориями граждан базе социальных учреждений-партнеров.

 

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта

8.1. Основная литература.

  1. Альперович, В.Д. Социальная геронтология: Пожилым и старым о старости и старении: Учеб. пос. для студ. вузов и соц. работников. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с. – URL: http://195.208.255.135:8787/MegaPro/Download/MObject/3123/1513253.pdf
  2. Шмелева, С.В. Содержание и методика социально-медицинской работы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / С.В.Шмелева, В.Г.Тактаров. — Москва: Академия, 2010. — 224 с.: табл.; — (Высшее профессиональное образование. Социальная работа). — Рек. Учеб.-метод. об-нием по образованию в обл. соц. работы.

8.2. Дополнительная литература.

  1. Альперович В. Проблемы старения: Демография, психология, социология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 352 с.
  2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие. – М., 1998.
  3. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья [Текст] / Н. М. Амосов. — М.: АСТ; Донецк : Сталкер, 2003. — 590 с.
  4. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни: Исслед. геронтопсихологии: Учеб. пособие для психол. фак. вузов. — М.: ACADEMIA, 2001. — 224 с.
  5. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика [Текст] : [сборник статей из немецкого журнала «Остойропа» : перевод с немецкого] / под общ. ред. Ф. Вайкселя, М. Заппера, А. Клоковой. — Москва : Весь Мир, 2011. — 211 с.
  6. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения: учеб.-метод. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Московский психолого-социальный ин-т, 2003. — 112 с.
  7. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. — М., 2001.
  8. Если Вам за 60… (под ред. Альперовича В.Д.). Ростов-Дон, 1999.
  9. Кишкун, А. А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции [Текст]: руководство для врачей / А. А. Кишкун. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 976 с. : ил., табл.
  10. Краснова, О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для вузов. — М.: ACADEMIA, 2002. — 288 с.
  11. Карпов, М. М. Как дожить до ста лет [Текст] / Карпов М. М.. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2009. — 52 с.
  12. Куликова С.В. Обеспечение активной старости как этический принцип профессиональной деятельности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2004. № 2.
  13. Медведева, Г.П. Введение в социальную геронтологию [Текст] / Г.П.Медведева; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — Москва: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 95 с.
  14. Минигалиева М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
  15. Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология. – М.: Дашков и К – Наука-Спектр, 2011. – 312 с.
  16. Психология старости: Хрестоматия (для фак. псих., мед. и соц. раб): учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара., 2004.
  17. Пушина В.Н. Старики и молодежь: проблемы взаимоотношений поколений (по результатам социологического исследования) // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
  18. Социальная работа: Учебное пособие / Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 480 с.
  19. Социальная работа [Текст]: учебное пособие / [Н.Ф. Басов и др.] ; под ред. Н.Ф.Басова; Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°». — Москва: Дашков и К°, 2008. — 364 с. – URL: http://195.208.255.135:8787/MegaPro/Download/MObject/631/1499996.pdf
  20. Стюарт-Гамильтон, Ян. Психология старения: Пер. с англ. — 3-е междунар.изд.. — СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. — 256 с.
  21. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
  22. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие. — 2-е изд.. — М. : Дашков и К°, 2003. — 296 с.
  23. Хижный, Э.К. Старение населения и пенсионные реформы в странах «Большой семерки»: Науч.-аналит. обзор / РАН, ИНИОН ; Отв. ред. В.Г.Былов. — М. : ИНИОН РАН, 2000. — 124 с.
  24. Хухлина В.В. Люди пожилого возраста и принятие решений // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
  25. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: Научное издание. – М.: «Дашков и К», 2004. – 412 с.
  26. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  27. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология [Текст]: (лекции) / Р.С.Яцемирская; Рос. гос. соц. ун-т, Фил. РГСУ в г. Павловский Посад Моск.обл.. — Москва: Академический Проект, 2006. — 320 с.

 

8.3. Список авторских методических разработок.

  1. Киенко Т.С. Основы социальной геронтологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. – 112 с.
  2. Киенко Т.С. Пожилые россияне: статус, проблемы, потребности (на материалах опросов жителей Ростовской области) // V социологическая Грушинская конференция «БОЛЬШАЯ СОЦИОЛОГИЯ: расширение пространства данных» 12-13 марта 2015 г., г.Москва: Материалы конференции. – с. 694-697.
  3. Киенко Т.С. Пожилой человек в современном обществе: стереотипы, проблемы, возможности. Опыт организации деятельности социальных служб: состояние, региональные особенности, перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции– г.Таганрог, 29.05.2015 г. – Ч. 1. – Таганрог: РГСУ. Изд-ль С.А.Ступин, 2015. – с. 42-49.
  4. Киенко Т.С. Об инновационном подходе к профессиональной этике социальных работников // «Шестые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы», науч.-теор.конф. Тезисы докладов (25-26 мая 2005 г.: г.Новочеркасск). – Новочеркасск, Ростов н/Д: Логос, 2005. – с. 89.
  5. Киенко Т.С., Лисавенкова А. Проблемы и возможности стимулирования социальной активности и коммуникации граждан пожилого возраста // Благотворительная деятельность: теория и практика. Материалы Третьего молодежного форума «Благотворительность и волонтерство в современном мире» / Под ред. Е.П.Агапова. – Ростов-на-Дону, Издательство: «Фонд науки и образования», 2014. – с. 26-33.
  6. Киенко Т.С. Жизнь и здоровье как категории философской аксиологии и философии жизни // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. — № 2. — с. 300 – 303. — http://hses-online.ru/2014_02.html // Секция «Концепция междисциплинарности в исследовании детерминант жизни и здоровья человека» (ВАК)

 

8.4. Периодические издания

http://www.isras.ru/socis_numbers.html Социологические исследования. Номера журнала (архив выпусков 2000-2015 гг.)

 

8.5. Интернет-ресурсы

Адрес электронных библиотечных ресурсов Наименование ресурсов
http://www.gks.ru/portal Официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.levada.ru/ Официальный Интернет-сайт Аналитического центра «Левада-Центр»
http://www.wciom.ru Официальный интернет-сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения
http://www.ispr.ru/SOCOPROS/Files/monitoring.zip Официальный интернет-сайт Института социально-политических исследований РАН
http://www.isras.ru/socis.html Официальный интернет-сайт Института социологии РАН
http://www.rami.ru/publications/index.html Официальный Интернет-сайт Российской ассоциации международных исследований
http:// www.sinfo.ru/arhive/ Информационное агентство союза Белоруссии и России. Архив социологических исследований
http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека

 

8.6. Программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий

ПО – компьютер с программным обеспечением Microsoft; аудитории, оснащенные электронными досками прямой проекции.

 

 

9. Материально-техническое обеспечение проекта

Для организации проектной деятельности необходимы материально-технические и организационные ресурсы кафедры, университета (оснащенные учебные аудитории); учебно-методическое обеспечение дисциплины включает методы обучения – словесный, наглядный, проблемный, поисковый, исследовательский и др.; способы учебной деятельности – исследование, кинолекторий, сбор и анализ фотоматериалов, дискуссия и др.

9.1. Учебно-лабораторное оборудование

Для организации проектной деятельности необходимы учебные аудитории (актовый зал), оборудованные учебными столами, стульями, мультимедийным оборудованием, площадью, достаточной для организации кинолектория, исследований, фотографирования.

9.2. Программные средства

Проектный процесс осуществляется с использованием компьютерных технологий. Реализация целей и задач проекта предполагает использование мультимедийного оборудования (компьютер, видеопроектор, экран или электронная доска) для проведения интерактивных занятий, представления презентаций, проведения бесед и интервью, просмотра с обсуждением художественных фильмов, организации фотографирования. На базе НШФ ЮФУ действует оборудованный актовый зал, сформированы компьютерные классы, обеспеченные компьютерами с программным обеспечением Microsoft (ноутбуки DELL inspiri 1720, с 17 экранами, 2 gb ОЗУ 250 gb HDD), а также аудитории, оснащенные электронными досками прямой проекции.

9.3. Технические и электронные средства

Для организации проектной деятельности необходимы технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов (презентации, фрагменты фильмов, схемы, таблицы, рисунки, фотографии, сценарии).

Для выполнения заданий для самостоятельных внеаудиторных работ студенты имеют доступ в Интернет. Для подготовки студентов к реализации проекта требуются ресурсы университетской библиотеки (в том числе электронных ресурсов системы e-library), авторские методические разработки.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

(УЧЕБНАЯ КАРТА ПРОЕКТА)

 

ВИДЫ РАБОТ БАЛЛЫ
Подготовка, сценарии и программы, формирование команды 5
Репетиции, практические занятия. Апробация технологий и инструментов, коммуникации 30 (3/1)
Изучение теории, семинары 5
Разработка и реализация концерта и спектакля-мюзикла на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 10
Организация индивидуально-группового исследования «Я и мир: социальный климат старения и инвалидности в условиях и за порогом интерната» методами глубинного интервью. Подготовка программы исследования, инструментария, апробация. Организация исследования. 10
Организация тематической практической и виртуальной экскурсии для клиентов РПНИ № 1 и ДИПИ № 2 10
Организация Фотопроекта «Прекрасные образы творчества», систематизация фотоматериалов в виде фотоотчета 10
Оформление презентации по итогам проекта. Публичная защита итогов проекта 10
Оформление отчетов, рефератов, публикаций, фотоотчетов 10
Представление итогов проекта в виде НИРС – бонусные баллы 10
Итого 100