МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИФСПН
Кафедра социальных технологий
_______________________________________________________________________________
(Наименование подразделения)
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
«ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»
Направление подготовки
39.03.02. «Социальная работа»
Уровень образования
бакалавриат
Форма обучения
дневная
Программа разработана |
Т.С.Киенко, доцент каф. соц.тех., к.соц.н. О.С.Залевская, преп. каф.соц.тех. Е.В.Посиделова, методист РПНИ № 1 |
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры СТ |
|
(название кафедры) | |
протокол заседания от _______________№_____________
Зав. кафедрой _________________ ____________________ |
|
(подпись) (Ф.И.О.) |
Ростов-на-Дону
2015
1. Формулировка проблемной ситуации
Представленный проект разработан как углубление погружения студентов в практику работы учреждений социального обслуживания, а также углубление ряда курсов для студентов направлений подготовки «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью». Проект направлен на развитие у студентов навыков применения альтернативных технологий социально-культурной реабилитации в работе с социально уязвимыми лицами и группами в условиях учреждений социального обслуживания населения (Домов для престарелых и инвалидов, интернатов, в т.ч. психоневрологических интернатов, центров социального обслуживания и пр.), а также на развитие из знаний и представлений об особенностях жизнедеятельности и проблемах инвалидов и пожилых людей, на совершенствование профессиональной культуры будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.
Проект «Технологии социально-культурной реабилитации в деятельности учреждений социального обслуживания» позволяет активизировать и развивать социальные, личностные и профессиональные ресурсы студентов. В процессе творческого изучения отдельных социальных, психологических, физиологических и пр. аспектов статуса клиента учреждения системы социального обслуживания (инвалида, пожилого человека) студенты научатся разрабатывать и реализовывать авторские исследовательские и творческие инициативы, апробировать и внедрить отдельные технологии социально-культурной реабилитации, методы оценки их эффективности. Углубленное практическое изучение процессов и факторов социального и психологического самочувствия инвалидов и пожилых людей, непосредственное неформальное общение в ходе проведения мероприятий проекта, а также проведение исследований, организация концертов, спектаклей, кинопроектов, фотопроектов позволит студентам апробировать теоретические знания, развить профессиональные навыки, социально-личностные и профессиональные компетенции.
- Цель проекта
Цель проекта – развитие компетенций студентов по применению технологий социально-культурной реабилитации в деятельности учреждений социального обслуживания
Задачи проекта:
- освоение коммуникативных и диагностико-исследовательских методов (социально-психологических, социологических, диалогических) социальной работы с клиентами учреждений системы социального обслуживания;
- развитие у студентов навыков индивидуальной и групповой социальной работы с инвалидами и пожилыми людьми;
- теоретическое освоение и прикладная апробация отдельных технологий социально-культурной реабилитации, оценка их эффективности при разрешении социальных проблем клиентов учреждений системы социального обслуживания (в т.ч. социально-психологических, социально-педагогических, арт-терапевтических, социально-фотографических, организационно-административных);
- развитие профессиональных навыков, коммуникативных, технологических и социально-личностных компетенций выпускников;
- стимулирование социальной активности клиентов учреждений социального обслуживания (граждан пожилого возраста и инвалидов), оптимизация реабилитационного процесса в условиях учреждений системы социального обслуживания – социальных партнеров.
- Проектный(-ые) продукт(-ы), который(-ые) могут быть подготовлены в результате выполнения проекта
Ожидаемыми продуктами проекта являются:
- разработка и реализация концерта и спектакля-мюзикла на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону под руководством студентов направлений подготовки 03.02. «Социальная работа» и 39.03.03. «Организация работы с молодежью» ИФСПН ЮФУ, оформление по итогам фотоотчета и проекта публикации
- организация индивидуально-группового исследования «Я и мир: социальный климат старения и инвалидности в условиях и за порогом интерната» на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога методами глубинного интервью, подготовка аналитического отчета, проекта публикации
- организация Фотопроекта «Прекрасные образы творчества» на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога, систематизация фотоматериалов в виде фотоотчета и проекта публикации
- разработка тематической экскурсии, посвященной истории города (области, региона, страны, университета) для клиентов учреждений социального обслуживания (РПНИ № 1 и ДИПИ № 2), оформление по итогам фотоотчета и проекта публикации;
- организация тематической виртуальной экскурсии для клиентов учреждений социального обслуживания (РПНИ № 1 и ДИПИ № 2), оформление по итогам фотоотчета и проекта публикации;
- оформление презентации, публикаций по итогам проекта.
- Участники проекта
Субъектами проекта выступают студенты первого курса направлений подготовки 39.03.02. «Социальная работа» и 39.03.03. «Организация работы с молодежью» ИФСПН ЮФУ (10 человек), волонтеры из числа студентов старших курсов направления подготовки 040400 «Социальная работа» ИФСПН ЮФУ (до 5 человек).
Социальными партнерами выступают учреждения системы социального обслуживания: РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога.
Участниками проекта выступают непосредственно клиенты РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону (предположительно – группа до 30 человек) и ДИПИ № 2 г.Таганрога (предположительно – группа до 30 человек).
Кураторами (тьюторами) проекта выступают сотрудники кафедры социальных технологий ИФСПН ЮФУ (Т.С.Киенко, О.С.Залевская), методист РПНИ № 1 Е.В.Посиделова, сотрудники РПНИ № 1 и ДИПИ № 2: методисты, психологи, культорганизаторы.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения проекта
Проект направлен на формирование у студентов направления подготовки 39.03.02. «Социальная работа» элементов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ПК-2 — способность к инновационной деятельности в социальной сфере
ПК-3 — способностью решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента
ПК-6 — способностью исследовать особенности культуры социальной жизни, социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения их социального благополучия
ПК-7 — способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения научных исследований, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач
ПК-9 — способность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
ОК-1 — владеть культурой мышления, в частности спецификой научного социального и социологического самостоятельного мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Проект направлен на формирование у студентов направления подготовки 39.03.03. «Организация работы с молодежью» элементов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК-6 – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 – способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-2 – владением навыками эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-3 – владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчетов по результатам исследований по молодежной проблематике
- Структура и содержание проекта
Общая трудоемкость проекта составляет 2 зачетных единицы. Проект реализуется в течение 1 и 2 семестра, в период между Осенней и Весенней Неделями Академической Мобильности студентов (ноябрь 2015 – март 2016 гг.)
Структура (этапы проекта), виды и формы отчетности представлены в ориентировочной карте действий студентов по реализации проекта
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки | Содержание работы | Действия студентов | Результат этапа |
ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ | |||
сентябрь-октябрь 2015 |
Осмысление, мотивация. Выявление проблемы и целеполагание. Выбор темы. Уточнение целей, направлений, образа конечного результата. Определение способа представления результата. Разработка плана реализации направлений проекта Уточнение команды. Распределение ролей, полномочий, ответственности, определение исполнителей. |
Выявляют проблему, определяют замысел, цель и концепцию проекта, образ конечного продукта Уточняют план проекта. Распределяют обязанности. |
Концепция проекта, образ проектного продукта. Ориентировочный план проекта График выполнения направлений проекта с указанием |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
ноябрь 2015 |
Изучение технологий социально-культурной реабилитации Разработка моделей проектных продуктов |
Изучают теорию и практику внедрения технологии социально-культурной реабилитации, представляют результаты в виде рефератов, круглого стола, семинара Разрабатывают: · сценарий концерта, спектакля-мюзикла, · программу исследования; · план Фотопроекта; · тематику и план экскурсий · определяют команду проекта и ответственных |
Организация круглого стола, семинара защита рефератов
Модели: Сценарий концерта, спектакля-мюзикла Программа исследования «Я и мир: социальный климат старения и инвалидности в условиях и за порогом интерната» Фотопроект «Прекрасные образы творчества» Программа экскурсий Распределение полномочий, назначение ответственных. |
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ | |||
ноябрь 2015 – март 2016 |
Организационные вопросы и реализация проекта |
Апробация отдельных технологий СКР Реализация исследования Репетиции концерта, спектакля-мюзикла Сбор материалов для Фотопроекта Организация тематических реальных и виртуальных экскурсий Подготовка фотоотчетов, презентаций, проектов публикаций |
Пакет фотоматериалов Исследовательские инструменты, массивы исследовательских данных, таблицы, графики Проведение концерта, спектакля, фотоотчет Организация тематической и виртуальной экскурсии, пакет методических материалов Сбор материалов к фотоотчету, видеоотчету, презентациям, проектам публикаций |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||
март 2016 |
Анализ результатов, достижения цели, оценка проектных продуктов. Оформление итогов исследования, Фотопроекта. Подготовка презентации. |
Подготовка отчета по итогам концерта, спектакля-мюзикла Подготовка отчета по материалам исследования Оформление материалов Фотопроекта Оформление итогов экскурсий Защита проекта, коллективный анализ результатов проекта и самооценка. |
Рефераты по технологиям СКР Отчеты по итогам исследования, мюзикла, экскурсий, Фотопроекта Проекты публикации Фотоотчет, видеоотчет Подготовка презентации |
РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ЭТАП | |||
апрель 2016 |
Публичная коллективная защита проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). |
Осуществляют подготовку презентации, теоретических итогов проекта (реферат, публикация), публичную защиту проекта, организуют экспертную оценку |
Демонстрация презентации Публикация статей, защита рефератов Публичная защита проекта |
- Методические рекомендации по выполнению проекта
7.1. Методические рекомендации по разработке проекта
Выполнение проекта – это творческая, практическая работа, нацеленная на получение определенного продукта или научно-технического результата. Такая работа подразумевает четкое, однозначное формирование поставленной задачи, определение сроков выполнения намеченного, определение требований к разрабатываемому объекту. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы участниками проектов применяются ранее полученные знания и добываются новые.
Проектная деятельность развивает у обучающихся:
- исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, формулировать четкие задачи, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, обобщать, делать выводы);
- умения работать в команде (осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);
- коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия умение конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение).
Результатом проектной деятельности является не только созданный реальный продукт, но формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор, осмыслять последствия данного выбора и результаты собственной деятельности.
Типы проектов:
Исследовательские проекты – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую со структурой научного исследования. Требуют хорошо продуманных целей, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, продуманных методов исследования, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательские проекты позволяют углубить знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала, а также обучить студентов подбору, изучению и обобщению данных, умению формулировать собственные теоретические представления. Результаты исследования могут быть оформлены в виде статьи, отчета, курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.п.
Прикладные (практико-ориентированные) проекты – направлены на практическое применение полученных и освоение новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. При этом предложенные разработки должны основываться на доказательной базе, полученной путем эмпирических исследований, расчетов, экспериментов и т.п. Результат проектной деятельности оформляется в виде конкретного продукта, содержащего практические, аналитические, методические и другие разработки студента.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Продуктами деятельности при выполнении такого проекта могут быть альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения искусства и т.п.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Продуктами таких проектов могут быть аналитические отчеты и записки, информация в сети Интернет, статья в СМИ и т.п.
Этапы проекта:
В целом для обучения технологии проектирования, независимо от изучаемой дисциплины или целей проекта, необходимы и значимы пять этапов: мотивации и целеполагания, планирования, выполнения проекта, защиты проекта, проверки и оценки результатов.
Этап мотивации и целеполагания связан с процедурами диагностирования и осознания проблемы, целеполагания и выбора концепции ее решения. На этом этапе преподаватель организует беседу о существующей или часто возникающей проблемной ситуации. Особенность этой беседы в том, что преподаватель лишь сообщает студентам о существовании проблемы, обращает на нее их внимание и побуждает каждого задуматься о ее значимости и способах разрешения. С этой целью в ходе беседы раскрывается практическая значимость проекта. Предлагаются различные варианты оформления результатов проекта, и происходит выбор проектного продукта.
Этап планирования включает подробное описание требуемого продукта, удовлетворяющего поставленным целям, и поиск средств реализации проекта. На этапе планирования преподаватель помогает обучающимся объединиться в проектные группы, организует их действия по планированию проекта, контролирует эту работу, отслеживая, чтобы были сформулированы конкретные задачи, отражающие суть проекта, и указаны сроки их выполнения, назначает ответственных или предлагает студентам самим распределить ответственность и обязанности в группе. Этап планирования проектной деятельности обычно осуществляется на аудиторном занятии. Поэтому, помогая студентам организовать совместную работу, преподаватель использует приемы активного обсуждения, активизации критического мышления и методы конструктивного общения в группе. Это могут быть методы «мозгового штурма», «круглого стола», морфологического анализа и пр. Так, в ходе «мозгового штурма» происходит выдвижение одной группой участников разнообразных, и даже фантастических, неправдоподобных идей и их анализ другой группой. Обсуждение, организованное в виде «круглого стола», подразумевает, что все участники могут высказывать вслух все, что приходит в голову. Метод морфологического анализа заключается в составлении списка всех возможных вариантов решения проблемы и их последовательном анализе.
Этап выполнения проекта подразумевает реализацию разработанной на предыдущем этапе технологии, непосредственное выполнение поставленных задач, конструирование или изготовление продукта проектирования. В ходе этого этапа проектной деятельности преподаватель консультирует участников групп по выполнению их индивидуальных поручений. В ходе консультаций преподаватель контролирует работу проектных групп по выполнению задач проекта в запланированные сроки, стимулирует поисковую деятельность студентов, корректирует их действия, призывая к самооценке, помогает анализировать и систематизировать полученные данные, формулировать выводы и выдвигать новые гипотезы по разрешению проблемы. В помощь студентам преподаватель разрабатывает и рекомендует схемы и алгоритмы организации эффективной самостоятельной творческой работы.
Этап защиты проекта предполагает подготовку проекта к защите и демонстрацию полученного продукта перед аудиторией. На этапе защиты проекта студенты оформляют продукт проектной деятельности и презентации. Преподаватель контролирует ход презентации, организует и поддерживает дискуссию по обсуждению проекта.
Этап проверки и оценки результатов включает анализ проектной работы, как своей собственной, так и своих соратников, установление степени достижения цели и оценивание результатов деятельности.
Для реализации образовательно-исследовательского проекта предлагается следовать логике и выполнять следующие этапы:
- ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
- РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Формы проектной деятельности:
Формами проектной деятельности могут выступать методы сбора и анализа информации, исследование (научная работа, работа над курсовой работой), творчество, практическая деятельность (в т.ч. прохождение производственной практики, волонтерской работы, практической работы в форме социально-культурной деятельности на базе РПНИ № 1 г.Ростова-на-Дону и ДИПИ № 2 г.Таганрога). Проектная работа предполагает научное сопровождение через изучение теории вопроса, прикладное исследование и его анализ; разработку проектных продуктов и внедрение итогов (проектного продукта) или его элементов; организацию деятельности с различными категориями граждан базе социальных учреждений-партнеров.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта
8.1. Основная литература.
- Альперович, В.Д. Социальная геронтология: Пожилым и старым о старости и старении: Учеб. пос. для студ. вузов и соц. работников. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с. – URL: http://195.208.255.135:8787/MegaPro/Download/MObject/3123/1513253.pdf
- Шмелева, С.В. Содержание и методика социально-медицинской работы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / С.В.Шмелева, В.Г.Тактаров. — Москва: Академия, 2010. — 224 с.: табл.; — (Высшее профессиональное образование. Социальная работа). — Рек. Учеб.-метод. об-нием по образованию в обл. соц. работы.
8.2. Дополнительная литература.
- Альперович В. Проблемы старения: Демография, психология, социология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 352 с.
- Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие. – М., 1998.
- Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья [Текст] / Н. М. Амосов. — М.: АСТ; Донецк : Сталкер, 2003. — 590 с.
- Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни: Исслед. геронтопсихологии: Учеб. пособие для психол. фак. вузов. — М.: ACADEMIA, 2001. — 224 с.
- В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика [Текст] : [сборник статей из немецкого журнала «Остойропа» : перевод с немецкого] / под общ. ред. Ф. Вайкселя, М. Заппера, А. Клоковой. — Москва : Весь Мир, 2011. — 211 с.
- Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения: учеб.-метод. пособие для вузов / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Московский психолого-социальный ин-т, 2003. — 112 с.
- Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. — М., 2001.
- Если Вам за 60… (под ред. Альперовича В.Д.). Ростов-Дон, 1999.
- Кишкун, А. А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции [Текст]: руководство для врачей / А. А. Кишкун. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 976 с. : ил., табл.
- Краснова, О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для вузов. — М.: ACADEMIA, 2002. — 288 с.
- Карпов, М. М. Как дожить до ста лет [Текст] / Карпов М. М.. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2009. — 52 с.
- Куликова С.В. Обеспечение активной старости как этический принцип профессиональной деятельности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2004. № 2.
- Медведева, Г.П. Введение в социальную геронтологию [Текст] / Г.П.Медведева; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — Москва: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 95 с.
- Минигалиева М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
- Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология. – М.: Дашков и К – Наука-Спектр, 2011. – 312 с.
- Психология старости: Хрестоматия (для фак. псих., мед. и соц. раб): учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара., 2004.
- Пушина В.Н. Старики и молодежь: проблемы взаимоотношений поколений (по результатам социологического исследования) // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
- Социальная работа: Учебное пособие / Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 480 с.
- Социальная работа [Текст]: учебное пособие / [Н.Ф. Басов и др.] ; под ред. Н.Ф.Басова; Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°». — Москва: Дашков и К°, 2008. — 364 с. – URL: http://195.208.255.135:8787/MegaPro/Download/MObject/631/1499996.pdf
- Стюарт-Гамильтон, Ян. Психология старения: Пер. с англ. — 3-е междунар.изд.. — СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. — 256 с.
- Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
- Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие. — 2-е изд.. — М. : Дашков и К°, 2003. — 296 с.
- Хижный, Э.К. Старение населения и пенсионные реформы в странах «Большой семерки»: Науч.-аналит. обзор / РАН, ИНИОН ; Отв. ред. В.Г.Былов. — М. : ИНИОН РАН, 2000. — 124 с.
- Хухлина В.В. Люди пожилого возраста и принятие решений // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
- Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: Научное издание. – М.: «Дашков и К», 2004. – 412 с.
- Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
- Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология [Текст]: (лекции) / Р.С.Яцемирская; Рос. гос. соц. ун-т, Фил. РГСУ в г. Павловский Посад Моск.обл.. — Москва: Академический Проект, 2006. — 320 с.
8.3. Список авторских методических разработок.
- Киенко Т.С. Основы социальной геронтологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. – 112 с.
- Киенко Т.С. Пожилые россияне: статус, проблемы, потребности (на материалах опросов жителей Ростовской области) // V социологическая Грушинская конференция «БОЛЬШАЯ СОЦИОЛОГИЯ: расширение пространства данных» 12-13 марта 2015 г., г.Москва: Материалы конференции. – с. 694-697.
- Киенко Т.С. Пожилой человек в современном обществе: стереотипы, проблемы, возможности. Опыт организации деятельности социальных служб: состояние, региональные особенности, перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции– г.Таганрог, 29.05.2015 г. – Ч. 1. – Таганрог: РГСУ. Изд-ль С.А.Ступин, 2015. – с. 42-49.
- Киенко Т.С. Об инновационном подходе к профессиональной этике социальных работников // «Шестые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы», науч.-теор.конф. Тезисы докладов (25-26 мая 2005 г.: г.Новочеркасск). – Новочеркасск, Ростов н/Д: Логос, 2005. – с. 89.
- Киенко Т.С., Лисавенкова А. Проблемы и возможности стимулирования социальной активности и коммуникации граждан пожилого возраста // Благотворительная деятельность: теория и практика. Материалы Третьего молодежного форума «Благотворительность и волонтерство в современном мире» / Под ред. Е.П.Агапова. – Ростов-на-Дону, Издательство: «Фонд науки и образования», 2014. – с. 26-33.
- Киенко Т.С. Жизнь и здоровье как категории философской аксиологии и философии жизни // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. — № 2. — с. 300 – 303. — http://hses-online.ru/2014_02.html // Секция «Концепция междисциплинарности в исследовании детерминант жизни и здоровья человека» (ВАК)
8.4. Периодические издания
http://www.isras.ru/socis_numbers.html | Социологические исследования. Номера журнала (архив выпусков 2000-2015 гг.) |
8.5. Интернет-ресурсы
Адрес электронных библиотечных ресурсов | Наименование ресурсов |
http://www.gks.ru/portal | Официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики |
http://www.levada.ru/ | Официальный Интернет-сайт Аналитического центра «Левада-Центр» |
http://www.wciom.ru | Официальный интернет-сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения |
http://www.ispr.ru/SOCOPROS/Files/monitoring.zip | Официальный интернет-сайт Института социально-политических исследований РАН |
http://www.isras.ru/socis.html | Официальный интернет-сайт Института социологии РАН |
http://www.rami.ru/publications/index.html | Официальный Интернет-сайт Российской ассоциации международных исследований |
http:// www.sinfo.ru/arhive/ | Информационное агентство союза Белоруссии и России. Архив социологических исследований |
http://elibrary.ru/defaultx.asp | Научная электронная библиотека |
8.6. Программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий
ПО – компьютер с программным обеспечением Microsoft; аудитории, оснащенные электронными досками прямой проекции.
9. Материально-техническое обеспечение проекта
Для организации проектной деятельности необходимы материально-технические и организационные ресурсы кафедры, университета (оснащенные учебные аудитории); учебно-методическое обеспечение дисциплины включает методы обучения – словесный, наглядный, проблемный, поисковый, исследовательский и др.; способы учебной деятельности – исследование, кинолекторий, сбор и анализ фотоматериалов, дискуссия и др.
9.1. Учебно-лабораторное оборудование
Для организации проектной деятельности необходимы учебные аудитории (актовый зал), оборудованные учебными столами, стульями, мультимедийным оборудованием, площадью, достаточной для организации кинолектория, исследований, фотографирования.
9.2. Программные средства
Проектный процесс осуществляется с использованием компьютерных технологий. Реализация целей и задач проекта предполагает использование мультимедийного оборудования (компьютер, видеопроектор, экран или электронная доска) для проведения интерактивных занятий, представления презентаций, проведения бесед и интервью, просмотра с обсуждением художественных фильмов, организации фотографирования. На базе НШФ ЮФУ действует оборудованный актовый зал, сформированы компьютерные классы, обеспеченные компьютерами с программным обеспечением Microsoft (ноутбуки DELL inspiri 1720, с 17 экранами, 2 gb ОЗУ 250 gb HDD), а также аудитории, оснащенные электронными досками прямой проекции.
9.3. Технические и электронные средства
Для организации проектной деятельности необходимы технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов (презентации, фрагменты фильмов, схемы, таблицы, рисунки, фотографии, сценарии).
Для выполнения заданий для самостоятельных внеаудиторных работ студенты имеют доступ в Интернет. Для подготовки студентов к реализации проекта требуются ресурсы университетской библиотеки (в том числе электронных ресурсов системы e-library), авторские методические разработки.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
(УЧЕБНАЯ КАРТА ПРОЕКТА)
№ | ВИДЫ РАБОТ | БАЛЛЫ |
Подготовка, сценарии и программы, формирование команды | 5 | |
Репетиции, практические занятия. Апробация технологий и инструментов, коммуникации | 30 (3/1) | |
Изучение теории, семинары | 5 | |
Разработка и реализация концерта и спектакля-мюзикла на базе и с участием клиентов РПНИ № 1 | 10 | |
Организация индивидуально-группового исследования «Я и мир: социальный климат старения и инвалидности в условиях и за порогом интерната» методами глубинного интервью. Подготовка программы исследования, инструментария, апробация. Организация исследования. | 10 | |
Организация тематической практической и виртуальной экскурсии для клиентов РПНИ № 1 и ДИПИ № 2 | 10 | |
Организация Фотопроекта «Прекрасные образы творчества», систематизация фотоматериалов в виде фотоотчета | 10 | |
Оформление презентации по итогам проекта. Публичная защита итогов проекта | 10 | |
Оформление отчетов, рефератов, публикаций, фотоотчетов | 10 | |
Представление итогов проекта в виде НИРС – бонусные баллы | 10 | |
Итого | 100 |