Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Глава II. Пожарная охрана (ст.ст. 4 — 15)
Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны
Статья 5. Государственная противопожарная служба
Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор
Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Статья 9. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы
Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности
Статья 11. Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны
Статья 11.1. Муниципальная пожарная охрана
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Статья 12.1. Частная пожарная охрана
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Статья 14 (утратила силу)
Статья 15 (утратила силу)
Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности (ст.ст. 16 — 19)
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
Статья 16.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 17 (утратила силу)
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности (ст.ст. 20 — 33)
Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
Статья 22.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны
Статья 23. Производство пожарно-технической продукции (утратила силу)
Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Статья 26. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Статья 27. Учет пожаров и их последствий
Статья 28 (утратила силу)
Статья 29. Утратила силу с 1 января 2002 г.
Статья 30. Особый противопожарный режим
Статья 31. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
Статья 32. Исключена
Статья 33. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности (ст.ст. 34 — 39)
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Статья 35 (утратила силу)
Статья 36 (утратила силу)
Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Статья 39. Административная ответственность руководителей организаций
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 40 — 42)
Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 42 (утратила силу)
ДокументО документе
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)
Актуальная ред. 04.07.2016 — ?Сравнить с предыдущей
Статья 14. Утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи 14
Статья 15. Утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи 15
Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;
участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
организация и проведение федерального государственного пожарного надзора;
абзацы восьмой — десятый утратили силу с 1 января 2005 г.;
См. текст абзацев восьмого — десятого статьи 16
организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;
утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;
установление общих принципов подтверждения соответствия;
создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
абзацы пятнадцатый — семнадцатый утратили силу с 1 января 2005 г.;
См. текст абзацев пятнадцатого — семнадцатого статьи 16
осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
абзац двадцатый утратил силу;
См. текст абзаца двадцатого статьи 16
подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;
разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 16.1
Статья 16.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
См. комментарии к статье 16.1 настоящего Федерального закона
Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи 17
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;
абзац восьмой утратил силу с 1 января 2005 г.;
См. текст абзаца восьмого статьи 18
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;
оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
См. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности субъектов Российской Федерации к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
См. инструкцию о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденную приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 г. N 140
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
См. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710
Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра «Сколково», включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 247-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Часть шестая утратила силу с 1 января 2007 г.
См. текст части шестой статьи 21
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);
эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;
приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ статья 22.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 22.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.
При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.
Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.
Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.
Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.
Лица, осуществляющие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
См. комментарии к статье 22.1 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 22.2
Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны
Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее — подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.
Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.
В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.
В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.
Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:
территориального пожарно-спасательного гарнизона — руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
местного пожарно-спасательного гарнизона — начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы — сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 23. Утратила силу
См. текст статьи 23
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
См. Инструкцию по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы, утвержденную Приказом МЧС РФ от 19 августа 2005 г. N 640
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства, полученные от оказания работ и услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, направляются в доход федерального бюджета.
См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ статья 25 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума.
Порядок, виды, сроки обучения работников организаций мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ профессионального обучения, порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В зависимости от вида реализуемой программы обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится непосредственно по месту работы и (или) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Порядок создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 247-ФЗ в статью 26 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 26. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее — информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.
Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 27. Учет пожаров и их последствий
В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.
Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона
Статья 28. Утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи 28
Статья 29. Утратила силу с 1 января 2002 г.
См. текст статьи 29
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в статью 30 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 30. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 31. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научные и образовательные организации.
Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств организаций, а также за счет других источников финансирования.
Координация научных исследований в области пожарной безопасности возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в ведении которого находится головное пожарно-техническое научно-исследовательское учреждение.
Часть четвертая утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст части четвертой статьи 31
См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона
Статья 32. Исключена
См. текст статьи 32
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 33. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности
Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона
Статья 35. Утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи 35
Статья 36. Утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи 36
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 37 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
абзац седьмой утратил силу с 1 января 2005 г.;
См. текст абзаца седьмого части второй статьи 37
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;