Социально-бытовая реабилитация

         Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний лиц с ментальными проблемами об окружающих вещах, сенсорной реабилитации, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Эти навыки напрямую влияют на самооценку человека и  являются важным шагом на пути к его независимости и психо-социальной реабилитации.

 Цель обучения — формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, формирование и поддержание социально одобряемого поведения, используя все познавательные возможности ПСУ, развитие у них жизненно необходимых навыков самостоятельного обслуживания своих потребностей, выполнения  в быту простой работы, правил поведения в общественных местах.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

  1. Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей.
  2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности ПСУ в процессе обучения и коррекции и компенсации ограниченных возможностей.
  3. Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, формирование необходимых установок поведения, коррекции негативных личностных качеств.
  4. Развитие умений ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
  5. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться бытовыми предметами, приспособлениями, инвентарем.

 Формы работы:

–индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

–групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение псу подчиняется общему для всей группы псу правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Успешность обучения людей с ограниченными психофизическими возможностями зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития ПСУ.

В процессе обучения ПСУ с ограниченными психофизическими возможностями  навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ПСУ, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.
  • Сохранение неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия.
  • Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.
  • Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.

Каждое занятие по формированию навыков включает следующие этапы:

  1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
  2. Демонстрация действия сотрудником (показ на себе и комментирование каждого действия);
  3. Совместные действия сотрудника и ПСУ
  4. Действие ПСУ по подражанию действиям сотрудника
  5. Самостоятельные действия ПСУ.

Через основные формы организации труда ПСУ — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы реабилитации у ПСУ:

            Поручения — это задания, которые сотрудник эпизодически дает одному или нескольким ПСУ, учитывая их индивидуальные особенности, наличие опыта, а также реабилитационные задачи. Поручение является подготовительной формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у ПСУ привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

            Дежурства — это форма организации труда ПСУ, предполагающая обязательное выполнение ПСУ работы, направленной на обслуживание коллектива. Большинство поручений становятся групповыми, т.е. принимают коллективный характер.

Перед заданиями важно:

  • перечислять ПСУ весь объем предстоящей деятельности;
  • выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных ПСУ;
  • обращать внимание на то, как ПСУ относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Продолжительность одного занятия– 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю

Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем и степенью психо-физического ограничения:

  1. Уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Обладать навыками: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться столовыми приборами, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.
  2. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.
  3. Различать и называть части тела, знать предметы санитарии и гигиены. Иметь представление о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Знать и выполнять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце.
  4. Уметь во время еды аккуратно принимать пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду.
  5. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании складывать в определенной последовательности одежду. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде.
  6. Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения, заправлять кровать, проводить смену постельного белья.
  7. Уметь различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Уметь одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь. Уметь различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Уметь правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; уметь пользоваться носовым платком, стирать мелкие предметы одежды.
  8. Помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды.
  9. Уметь пропускать друг друга в помещениях интерната, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. В помещении  интерната и на улице не сорить, не кричать.

Тематическое планирование:

 Темы занятий:

  1. Знакомство с курсом «Формирование навыков самообслуживания». 2. Что такое режим дня, соблюдение режима дня.
  2. Вред курения.
  3. Режим питания.
  4. Внешнее строение тела. Гигиена формирование, закрепление культурно-гигиенических навыков. Правильное мытье рук перед едой, мытье фруктов и овощей при посещении общественных мест
  5. Культура приема пищи. Правила поведения за столом. Уборка посуды со стола.
  6. Гигиена тела — уход за зубами, умывание, купание, уход за волосами и ногтями, пользование предметами личной гигиены.
  7. Практическая работа. Гигиена тела.
  8. Виды и правила проведения уборки.
  9. Разнообразие и назначение уборочного инвентаря, виды уборочного инвентаря.
  10. Практическая работа: протирание пыли, подметание и мытьё пола, пользование пылесосом.
  11. Значение движения и физических упражнений.
  12. Сон и его значение, подготовка ко сну.
  13. Практическая работа. Заправка кровати.
  1. Правила поведения в ЛПУ. Специальности врачей.
  2. Хранение одежды и обуви, правила опрятности.
  3. Практическая работа. Шнуровка ботинок.
  4. Итоговое занятие, обобщение знаний.

Оценка уровня психофизического развития в баллах

(Уровень сформированности социально-бытовых навыков)

НАВЫКИ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

1 б. Не умеет пользоваться полотенцем, мылом, расческой, зубной щеткой;

2 б. Умеет пользоваться полотенцем;

3 б. Умеет пользоваться мылом и полотенцем;

4 б. Пользуется полотенцем, мылом, зубной щеткой;

5 б. Пользуется всем набором.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ЗА СТОЛОМ

1 б. Ест с посторонней помощью;

2 б. Ест сам, использует ложку;

3 б. Ест сам, использует вилку, ложку;

4 б. Ест сам, умеет сервировать стол;

5 б. Ест сам, сервирует стол, моет посуду.

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ, РАЗДЕВАНИЯ:

1 б. Одевается, раздевается с посторонней помощью

2 б. Одевается сам, не застегивает пуговицы, не шнурует ботинки

3 б. Одевается сам, застегивает пуговицы, не шнурует ботинки

4 б. Одевается сам, застегивает пуговицы, шнурует ботинки

5 б. Одевается, раздевается сам, помогает другим

Уровень сформированности социально-средовой ориентации

ОРИЕНТАЦИЯ В МАГАЗИНЕ:

1 б. Не ориентируется

2 б. Умеет выбирать товар

3 б. Выбирает товар, контактирует с продавцом

3 б. Пользуется транспортом на известных маршрутах

4 б. Выбирает товар, контактирует с продавцом и кассиром

5 б. Полностью ориентируется в магазине и своем бюджете

ОРИЕНТАЦИЯ НА УЛИЦЕ:

1 б. Не ориентируется

2 б. Знает направление объекта и как его достичь

3 б. Пользуется транспортом на известных маршрутах

4 б. Пользуется транспортом, знает правила безопасности

5 б. Ориентируется в незнакомой местности

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИЯХ:

1 б. Отсутствует представление

2 б. Имеет представление о видах труда (умственный, физический)

3 б. Имеет представление об основных профессиях

4 б. Имеет представление о профессиях, которые может освоить

5 б. Аргументированно выбирает профессию

Уровень сформированности специализированной

деятельности

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 б. Инструктор выполняет задание вместо ПСУ

2 б. Инструктор выполняет работу вместе с ПСУ

3 б. Осваивает трудовые навыки под присмотром инструктора

4 б. Инструктор  контролирует выполнение трудового задания

5 б. Самостоятельно выполняет трудовое задание

КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 б. Не участвует в креативной деятельности

2 б. Пользуется помощью специалиста культорганизатора

3 б. Пользуется только советами культорганизатора

4 б. Самостоятельно осваивает навыки  творчества

5 б. Самостоятельно проявляет творческие способности

Уровень сформированности социальных взаимодействий

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1 б. Не контактирует

2 б. Устанавливает зрительный контакт

3 б. Устанавливает зрительный и тактильный контакт

4 б. Жестомимическая демонстрация намерений

5 б. Активно привлекает внимание звуками или словами

6 б. Поддерживает диалог

7 б. Инициирует групповую реакцию (демонстрирует поведение, рассчитанное на одобрение группы)

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

1 б. Спокойно общается с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке

2 б. В незнакомой обстановке тревожится, но осуществляет общение

3 б. В незнакомой обстановке общается только со знакомыми людьми

4 б. В присутствии незнакомых людей ищет защиты у знакомых людей

5 б. В присутствии незнакомых людей отказывается от контактов